06 декабря 2024, Пятница
Добро пожаловать на наш сайт! Мы рады вам!
Курсы для беременных

Фотогалерея

Детские программы развития
Психологи  “Обыкновенного Чуда”
Фотогалерея

Наши друзья

На вопросы о малышах отвечает Наталья Корякова

на главную > Детки > Библиотека > Статьи

Зачем школа развития нужна ребёнку?

Корякова Наталья Ивановна, психолог, креативный директор Центра "Обыкновенное чудо"
Корякова Наталья Ивановна, психолог, креативный директор Центра "Обыкновенное чудо"

Первое, что приходит на ум, - это необходимость научиться жить в социуме, выработать у себя варианты адекватных для нашей культуры коммуникаций. Самая сложная группа людей для ребенка – это сверстники, которые не хотят под него подстраиваться, как это делают взрослые.

Зачастую дети дерутся, дёргают друг друга за волосы, кидаются камнями просто затем, чтобы позвать в свою игру, привлечь внимание интересного им ребенка, а пригласить и заинтересовать его по-другому не умеют. Бывает, что бессознательно ставят физические опыты, проверяют, будет ли хоть какая-то реакция окружающих. Если будет, то, значит, меня замечают, а это приятно в любом случае, даже если наказали.

Некоторые дети душат, роняют других малышей от страсти, от любви, оттого, что опять же не умеют справиться со своим потоком энергии. Как правило, маму это очень расстраивает, смущает, тревожит. Малыш, попадая в поле этого беспокойства, может разойтись еще сильнее.

Специалисты Школы развития об этом знают, к этому готовы и могут помочь и маме и ребенку. Постепенно на занятиях малыш получает навыки, с помощью которых можно получать удовольствие от общения со сверстниками, привлекать людей, легко и свободно общаться с ними.

Во-вторых, в нашей школе можно расширить репертуар своего поведения относительно разного рода предметов.
Традиционно то, как обращаться с кубиками и куклами ребёнок либо изобретает сам либо подражает родителям и другим детям. Наша задача – стимулировать ребёнка на всевозможные манипуляции с предметами, использование их вместе с другими, вместо других. Например, те же кубики мы воспринимаем как строительный материал. А ведь они могут быть и музыкальным инструментом и машиной и персонажем в ролевой игре. И так практически со всеми вещами, что окружают малыша.

И чем разнообразнее ребёнок играет с различными предметами, тем лучше развивается его моторика, его сенсорная база. А сенсорная база – это основа творческих способностей. Делая поделки из чая, кофе, играя с водой, трогая колючие, мягкие, рыхлые, жёсткие поверхности, различные природные материалы, ребёнок задействует все свои органы чувств, познаёт мир и взаимодействует с ним во всём многообразии.

Система развития ребёнка у нас делится по направлениям (по 1 дню в неделю на каждое):

  • музыкально-креативное направление – это музыкальные игры, танцы, песенки, поделки, рисование
  • интеллектуально-спортивное направление – это полоса препятствий, ортопедические дорожки, фитбол, массаж, гимнастика + задачи по развитию интеллектуальных составляющих (внимания, памяти, мышления).

Каждый раз дети обязательно делают поделки, чтобы могли унести домой на память о занятии, похвастаться достижениями, показать мамам оригинальные решения.

Нужна ли школа развития «садичному» ребенку?

Если ребенок очень устает в детском саду, посещает там много кружков и секций, то вечером лучше погулять с родителями или поиграть дома.
Школу родители «садичного» ребенка начинают искать,

  • если ребенку не хватает нагрузки
  • если в школу ходят друзья ребенка
  • если нужна помощь, связанная с развитием, воспитанием, развлечением и досугом ребенка.

Когда отдавать ребенка в детский сад?

Будет правильно, если мама, отдавая ребёнка в садик, преследует более глобальную цель, чем обучение, а именно: социально и эмоционально подготовить ребёнка к дальнейшей самостоятельной жизни. Малыш в садике изучает стили поведения детей и взрослых, привыкает приспосабливаться к ним, взаимодействовать в структуре правил, учится добиваться своего с разными детишками, вырабатывает реакции на те или иные ситуации. Учится обходиться без мамы, засыпать без внешней помощи. Раньше 3-х лет детям сложно втянуться в решение этих задач.

Вы тестируете детей при поступлении в школу и во время учёбы?

Тестирование детей дошкольного возраста, как до работы, так и через определённый период не имеет никакого смысла. Тестирование снимает пласт с очень узкой ситуации и ограничивается чётко заданными параметрами и задачами. Это нужно там, где ведется отбор на готовность к определённой обстановке и нагрузке (языковой, музыкальной, балетной школе). А ребёнка надо наблюдать постоянно: как он ведёт себя дома, в гостях, в публичных местах, со сверстниками, со взрослыми.… Самый главный человек, который может максимально полно характеризовать ребёнка – это мама, потому что она видит его везде. Единственное, где мы используем тесты – это у 6-леток, но не с целью проверки знаний ребят, а чтобы научить их справляться со вступительными тестами в любую школу города.

Как тогда  маме определить результат занятий в школе развития. Как отделить результаты вашего обучения от того, что ребёнок получает дома с мамой бабушкой, няней…?


Родители обычно подробно интересуются тем, что будет предложено ребятам на занятиях, посещают пробные уроки, чтобы понаблюдать за реакцией малыша. И на старте выделяют для себя то, чем еще не пробовали заниматься дома. Для них это и есть то  новое, что они хотели бы «ПОЛУЧИТЬ» в школе развития. В дальнейшем, посещая занятия, мама начинает практиковать новые виды деятельности дома, что-то показывает бабушке и няне. Чаще всего мама сама видит достижения своего ребёнка, кроме того, педагоги стараются обращать внимание мамы на то, ЧТО у ребенка уже начинает  получаться и где помощь взрослого скоро не понадобится. А когда результаты очевидны, то уже не важно, из какого источника ребёнок набрался премудрости. Как правило, в этом участвует все окружение малыша.

На ребёнка воздействует комплекс факторов, но самое главное – его эмоциональное взаимодействие с мамой. Общение с мамой никогда не утратит своего значения и развивающей ценности.
Школа создает развивающую среду для ребенка и информационную среду для родителей, помогая маме сориентироваться в вопросах детской психологии и создавать развивающую среду для своего ребенка везде, где ей захочется.

Как правило, если мама обращается в психологический центр, значит, она уже осознала потребность в действиях профессиональных педагогов и психологов. Она может быть сильно занята, и у неё нет возможности лично заниматься. Иногда не хватает фантазии, сил и вдохновения углублённо  и систематически заниматься с ребёнком. Наступает момент, когда она понимает, что передала ему то, что знала и считала доступным его возрасту, но вот увидела поделки соседского ребёнка или кто-то рассказал о школе развития, а маме такое не приходило в голову. И ещё интересный и немаловажный фактор выбора школы развития в том, что мамы занимаются с детьми тем, что нравится им самим, тем, что получается лучше всего. Т.е. если мама не умеет петь или рисовать, то она избегает демонстрировать своё неумение ребёнку. Мама любит ходить на лыжах и делает упор на спорт. А вполне может случиться так, что именно к музыке или рисованию у ребёнка несомненные способности, нуждающиеся в развитии. Школа развития является тем местом, где мама может выяснить, на что способен её ребёнок.

Помогая ребёнку обнаружить большое количество занятий, где можно себя выразить и реализовать Школа развития помогает ребенку сформировать познавательный интерес, повысить свою самооценку за счет повышения умелости при решении разного рода задач, а значит открыть новые грани своей личности.

У вас реализуются развивающие программы для деток с 6 месяцев. Насколько это оправдано?

Ведь существует теория, что до трёх лет социализация у ребёнка не выражена, что до этого возраста дети играют не друг с другом, и не воспринимают других детей как «партнёров», что в этом возрасте ребёнку ближе привычные взрослые: мама, бабушка, няня?


Ответ: До 6 мес мир ребенка - это его мама. Где-то с 6-ти мес и мама и ребенок начинают нуждаться в выходе в свет. Детки до 3х лет действительно не способны самостоятельно включить друзей в свою игру, играют параллельно, рядом, но им хорошо и интересно, что рядом находится такой же человечек. Чем больше детей вокруг ребёнка, тем лучше развивается творческое мышление, чем больше взрослых – тем лучше развивается интеллект.

Если ребёнок капризничает, закатывает истерики, то педагоги отвлекаются от остальных деток или предоставляют маме самой унимать своё чадо?

Когда ребенок капризничает, мама иногда сама не может с ним справиться. Некоторые теряются, не зная, как поступать в подобных ситуациях (капризы в публичном месте).
Бывает, что маме настолько стыдно перед окружающими, что она начинает нервничать, создавая у ребенка еще большее напряжение и усугубляя истерику (ругает его, шлёпает, угрожает: «Больше я тебя в школу не поведу, будешь сидеть дома!»).

Некоторые мамы считают, что если они привели ребёнка в школу, то абсолютно всеми проявлениями ребёнка должны заниматься педагоги, и сильно обижаются на кажущееся бездействие. Некоторые мамы полагают, что если не обращать внимания на кричащего ребёнка, то он быстрее успокоится.

У нас педагог в первую очередь занимается группой в целом, а ребёнка, который выбивается из коллектива, берут на коленки и с его «помощью» продолжают «урок», жестикулируя ручками ребёнка, отвлекают малыша от капризов, ненавязчиво показывают мамам модель поведения в подобных ситуациях. Таким образом, педагогу ещё и в силу его более спокойного уравновешенного состояния легче утихомирить ребёнка.

Если такое поведение повторяется, то вызывают меня, я как инспектирующее лицо наблюдаю за ребёнком, разговариваю с мамой, мы находим вместе причину такого поведения. И не всегда она кроется в интеллектуальном или эмоциональном состоянии ребёнка. В нашей школе был случай, что девочка никак не включалась в занятия по причине больных ушек – развивалась тугоухость. Девочка просто не слышала то, что рассказывала, предлагала воспитательница. Или у ребёнка мощнейшая интоксикация – протекает хроническая болезнь без видимых симптомов – кашля, насморка нет, но ребёнок вялый, капризный, попросту слишком измождённый, чтобы сосредоточить внимание на чём-либо. Выясняется, что сначала нужно решить проблемы со здоровьем, а потом уже приходить в школу.
В любом случае, если регулярно поступают жалобы от мам, что ребёнок мешает группе и педагог подтверждает это, то на группу выходит комиссия, и в зависимости от её решения мы бывает предлагаем ребёнку заниматься индивидуально.

А зачем школа развития нужна маме, разумеется, кроме спокойствия за то что «ребёнок в хороших руках»?

Во-первых, мы объясняем маме всё, что мы делаем с ребёнком, зачем это нужно, какие последствия это будет иметь. И, прежде всего то, что не бывает ничего незначительного в развитии ребёнка, того, что можно перешагнуть и пропустить. Показываем что, обучение письму и чтению начинается задолго до того, как ребёнок начинает называть буквы и цифры. К каждому достижению ребёнок подбирается постепенно, выстаивая по кирпичику свою сенсорную базу. И формирование этой базы крайне важно для всей дальнейшей жизни ребёнка. Если же торопить события, когда фундамент рыхлый, то на обучение не только потратится несравненно больше времени и сил, но и знания будут поверхностными, легко забудутся, перепутаются в голове ребёнка.

Мамы склоны соревноваться друг с другом: чей ребёнок раньше пошёл, раньше заговорил, раньше выучил алфавит, но пропускают многие важные, фундаментальные этапы формирования личности ребёнка. Это как с ходьбой. Многие мамы стараются пораньше поставить ребёнка на ножки и научить ходить. Но немногие знают, что чем дольше ребёнок ползает, тем лучше он будет успевать в математике, черчении, рисовании, астрономии, т.к. при сенсорной стимуляции (ручек, прежде всего) развиваются центры, отвечающие за абстрактное мышление, творчество. И всей связям в организме ребёнка есть физиологические, научные объяснения.

Во-вторых. Мы рассказываем, какое значение имеют для развития ребенка, казалось бы, бытовые, рутинные моменты. К примеру, если каждое утро (даже в выходные) выполнять определённый ритуал: снимать пижамку с малыша, умываться, чистить зубки, то это не только поддерживает гигиену, но и делает огромный вклад в развитие лобной коры головного мозга – в развитие самоконтроля и саморегуляции.
Кроме того, мы развеиваем многие мифы о воспитании. Равно как развеяны мифы в уходе за ребёнком (например, доказано, что если лечить запоры кусочком мыльца, то можно получить ожог прямой кишки), так и в психологии многие положения давно несостоятельны. Мы даём маме информацию о том, что происходит с ребёнком, помогаем выработать некоторые навыки, как вести себя в конфликтных, критических ситуациях, навыки совладения с собственными эмоциями. Мамы на наших занятиях обогащаются новыми методами общения с ребёнком. Не все знаю, как делать массаж ребёнку, как рассказывать сказки, петь песенки по телу ляльки. Любые упражнения педагог по ходу занятия комментирует, объясняет их вклад в развитие ребёнка.

Так же у нас существует система докладов. После каждого занятия психолог выходит к мамочкам и отвечает на вопросы, которые возникли по ходу занятия, комментирует ситуации, объясняет назначение тех или иных упражнений. На 10-15 минут образуется такой «мини – круглый стол», когда мамы получают ответы и на другие актуальные для них вопросы: как уложить ребёнка спать, как приучить к горшку, как справиться с капризами и истериками и др. Кроме того, по наиболее частым проблемам воспитания мы создаём тренинги для мам.

А не перегрузится ли мама информацией в школе развития?

Многие мамы склонны к перфекционизму и не переусердствуют ли они в своём стремлении правильно развивать и направлять собственного ребёнка?


Ответ:
Перфекционизм человека – это психологическая проблема вне зависимости от того, водит он ребёнка в школу развития или нет. Перфекционизм входит в личностную структуру человека в той или иной мере, но разумные объяснения последствий такого поведения по отношению к собственному ребёнку, всё-таки помогают многим мама умерить пыл.

В объёме информации как таковом, нет ничего хорошего или плохого. Для взрослого человека он отнюдь не избыточен. Важно, как сам человек воспринимает эту информацию и транслирует на ребёнка. Если слишком много требовать от своего ребёнка, он перенапряжётся вне зависимости от того, по какой методике строить свои претензии. Ребёнок может разочароваться в своих силах, если от него постоянно требуют большего и лучшего.

Даже если маме кажется правильным предъявлять повышенные требования к ребёнку, только потому, что она так поступает по отношению к себе, такой подход всё равно ошибочен. Ребёнок родился не для того, чтобы оправдывать ожидания ребёнка, а для того, чтобы жить. И если он пытается соответствовать маминым запросам и не получается, пытается и не получается, то это настоящая трагедия для ребёнка.

А могут ли знания и навыки, преподаваемые в Вашей школе, стать избыточными для ребёнка, вызвать перенапряжение?

Для некоторых – да. Некоторые дети посещают нашу школу только 1 раз в неделю. Некоторые посещают только определённые программы.
Есть детки, которых мы снимаем с программ, когда видим у них признаки перенапряжения. Ребёночек делает перерыв, отдыхает и снова ходит на занятия.

Есть ли критерии, по которым Вы однозначно скажете, что этому ребёнку ходить в школу противопоказано?


Есть, но они должны быть выявлены специалистом при общении с ребёнком и его мамой. С любым ребёнком и любыми проблемами в его поведении мы работаем крайне индивидуально.

Бывает, мамы заводят дискуссии, что ребёнку школа во вред. Но в любом случае, если мы видим, что это так, мы обязательно сообщим об этом. И мы прямо говорим маме, что вам лучше бы подошла программа развития с другой спецификой. Потому что если ребёнок выбивается из группы, нарушается однородность группы, группа не может продвигаться, не может полностью раскрыть свой потенциал. А если детки хорошо взаимодействуют, то многие проблемы отходят на второй план. В нашей школе занимался ребёночек с синдромом Дауна, он брал столько информации, сколько мог и хотел, но не мешал другим детям. Мы опросили мам остальных детей, готовы ли они  принять его, мамы согласились, и ребёнок занимался весьма успешно в меру своих сил и способностей.

До какого возраста мамы присутствуют непосредственно на занятиях?

До трёх лет. Потом мы говорим: «Всё! Теперь Ваши детки созрели для самостоятельности, отвлекитесь от них, пожалуйста». На первых двух-трёх, максимум четырёх занятиях мама ещё может присутствовать, а потом мы настаиваем на её «отлучении» ещё и потому, что бывает мамочка своей повышенной тревожностью («мой ребёнок без меня не справится», «его обидят», «он такой робкий») может ограничивать активность и любознательность своего ребёнка.

В многолетней практике нашей школы накопилось множество подтверждений того, что мамы, склонные к излишней опеке, мешают своим детям взаимодействовать в группе и сосредоточиться на занятиях. После трёх лет у деток складывается свой коллектив, которому на занятиях задаётся единый вектор движения и если один ребёнок постоянно отвлекается на то, чтобы пообщаться с мамой («мама, посмотри, что я сделал»), то это сбивает всю группу и снижает результаты самого ребёнка.
Для спокойствия мамы, мы можем её спрятать в комнате, чтобы она подслушивала, подсматривала за поведением своего малыша, но он мог развиваться самостоятельно.

Что лучше: естественное, самостоятельное воспитание ребёнка («бросить в среду») или опека, обучение, направление и контроль мамы?

Как же  вы разрешите подобные споры мам?


Приведём пример. Ребёнок подрос и хочет познакомиться с другим мальчиком или девочкой, но не знает, как это сделать (какие слова сказать, чтобы произвести хорошее впечатление, как заинтересовать). Он подходит к маме и просит её о помощи. Мама отвечает: «Ничего сложного. Иди и знакомься». А у ребёнка нет модели такого поведения, он не знает, как преодолеть стеснительность. Он подошёл, собрался с духом, а тот малыш убежал дальше играть. Или того хуже подошёл и ударил, чтобы привлечь внимание. И первый шаг должна сделать мама ВМЕСТЕ с ребёнком. На своём примере показать модель поведения и подбодрить малыша к дальнейшим действиям. Если просто сказать: «Иди, поменяйся игрушками», то ребёнок воплотит это так, как он себе представляет и вполне может обидеть другого малыша или сам оказаться обиженным.

Не всегда нужно кидать ребёнка в среду. У него может случиться неудача, которая надолго отвратит его от каких-либо действий в этом направлении. Поэтому поначалу ребёнку обязательно нужно ассистировать, помогать, не решая за него задачи, а показывая алгоритм действий. Не нужно давить, настаивать, чтобы ребёнок сделал так, как Вы ему говорите и не иначе, но если он колеблется или просит помощи, то нужно помочь.

Какое преимущество вашей школы перед другими. Почему мамы выбирают именно вас?

Мы ни в коей мере не боремся с другими школами развития.
Во-первых, потому что мамы выбирают школы в первую очередь по территориальному признаку. И очень мало мам будут возить маленьких детей на другой край города только в школу развития.

Во-вторых, потому что на данный момент спрос опережает предложения. Детей в городе явно больше, чем школы развития могут принять. Если у нас уже все места заняты, все группы сформированы, то мы сами рекомендуем мамам обратиться в другое место.

И самое главное – мы все занимаемся одним делом, и делить нам нечего. В нашей школе все занятия ведутся по авторским методикам, вероятно в других школах тоже. Поэтому мамы могут и должны выбирать, исходя только из индивидуальных особенностей своего ребёнка, из того, что нравится ребёнку. Всем, кто приходит к нам и задаёт вопрос о конкурентных преимуществах, мы предлагаем сходить на бесплатное пробное занятие и самим оценить свои ощущения. В данном случае я – не сторонник конкурентной борьбы.

Главная | Новости | Детки | Беременные | Специалисты | Расписание | Прайс | 
Библиотека | Фотогалерея | Отзывы | О центре | Контакты | Наши друзья
Дизайн: с любовью от aylen
Разработка сайта: all2biz.ru

© ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ЦЕНТР «Обыкновенное чудо». 2015
Адреса: Екатеринбург ул. Родонитовая, 26, тел.: (343)361-52-58, (922) 227 33 53; ул. Рябинина, 29, тел.: (343) 290-00-48